В соответствии с планом энергоснабжения наша компания занималась установкой железобетонных опор СВ 110 в одном из районов Ленинградской области. Совместно с продлением участка воздушной трассы ЛЭП осуществлялось бурение под опоры ЛЭП и замена нескольких деревянных столбов в населенном пункте.
Руководство фирмы приняло решение задействовать бурильно-крановую машину КамАЗ БКМ TAURUS 086A, приобретенную накануне в группе компаний 5 Звезд. Поскольку выполнение работ планировалось начать сразу после новогодних праздников, первые испытания ей предстояло пройти в зимних условиях.
По рабочим характеристикам эта БКМ – оптимальный вариант для выполнения задач такого рода: эффективна при строительно-монтажных и такелажных работах, бурении скважин, установке опор ЛЭП, их техническом обслуживании. Кроме того БКУ, установленная на базе трехмостового вездехода КамАЗ 43118, способна выручить на самых опасных и труднодоступных участках – предусматривает работу крана под ЛЭП, на заснеженной целине, в лесисто-болотистой местности, что является оптимальным выбором не только для центрального региона России, но и районов Заполярья (Крайнего севера).
Линия электропередачи частично проходила по территории деревни. Обычный кран под ЛЭП здесь был бы бесполезен – часть столбов требовала установки с большой точностью, поскольку ямы под них приходилось бурить буквально в метре от забора огороженного участка.
Сразу нужно сказать, что машина оправдала наши ожидания на все 100%. Управление манипулятором удобное – выполняя бурение под опоры, их подъем и опускание в яму, крановая установка даже с выдвинутыми секциями нисколько не закрывает обзорность оператору.
В сложенном транспортном положении элементы манипулятора легко размещаются в кузове автомобиля, оставляя достаточно места для перевозки дополнительного оборудования. Несмотря на многофункциональность, БКМ оказалась весьма компактной – позволяет выполнять безопасное бурение под ЛЭП, уложенный в транспортное положение 400 мм бур практически составляет со стрелой единое целое.
Бортовая платформа автомобиля допускает размещение нескольких железобетонных столбов. Телескопический кран-манипулятор обеспечивает удобство и безопасность разгрузки – работа кранами в зоне ЛЭП связана с повышенной опасностью, а в таком варианте транспортировки столбы снимаются прямо с платформы, размещенной на шасси.
С первого запуска установки мы были шокированы – бурильно крановые машины КамАЗ с TAURUS 086A легко справляются с грунтом 4-й категории (плотные слои промерзшей глины), глубина бурения – до 5 метров, шнек 400 мм.
Бурение под ЛЭП полностью безопасно – телескопические выдвижные опоры надежно фиксирую машину даже на местности с уклонами. На выдвижение и закрепление всех опор манипулятора уходит не более 2-3 минут.
Задержек при бурении под опоры практически нет – бур со шнеком медленно, но уверенно углубляется в землю. Во время бурения необходимо следить, чтобы он занимал вертикальное положение. Оно легко регулируется изменением длины стрелы манипулятора.
В среднем, в зависимости от состава грунта, на бурение одной ямы под опоры ЛЭП уходит от 8 до 15 минут. После того, как шнек сделает проход на всю глубину, оператор вынимает его, управляя стрелой крана-манипулятора. При этом шнек продолжает вращаться, за счет чего полностью очищается от комьев налипшей земли, которые попросту разлетаются в стороны, не засоряя проделанную яму.
Бурение под ЛЭП выполняется за 2-3 прохода. После того как шнек зайдет на всю глубину, его необходимо вытащить, чтобы очистить от скопившейся породы, после чего бурение можно продолжать снова. Шнек телескопический. Когда первое колено шнека погрузится в землю, следует остановить бурение, вытащить ограничитель и выдвинуть шток, что позволит увеличить глубину ямы почти в 2 раза. Единственная операция для продолжения бурения под опоры – рабочему нужно состыковать отверстия в телескопических трубах шнека и установить стопор, после чего установка продолжает работать как единое целое.
Подготовленная яма не требует дополнительной обработки. Далее на шнеке закрепляется трос, за счет намотки которого бур убирается в транспортное положение за несколько секунд и не мешает работе крановой установки манипулятора.
Такое решение дает определенные преимущества и удобства – производство работ кранами вблизи ЛЭП вполне безопасно. Закрепив чалочное приспособление на крюке, оператор легко спускает столбы с платформы, поднимая за верхнюю часть. Разгруженный за считанные секунды столб надежно фиксируется и зависает на стреле в вертикальном положении. Рабочему остается немного подправить его и подвести основание к краю подготовленной ямы.
Бурильно крановые машины КамАЗ 43118 с БКУ TAURUS 086A перемещают столбы и другие грузы с ювелирной точностью – повороты и подъемы выполняются плавно, без рывков на пониженной скорости. Использование БКМ позволило нашей команде выполнить бурение под ЛЭП, оперативно разгрузить и установить в деревне железобетонные столбы в метре от забора ни разу не задев его!
Хотя в собранном положении стрела выглядит весьма компактно, кран под ЛЭП предусматривает задействование еще 5 выдвижных секций, что позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные работы на удалении от машины более 20 метров.
Помогла БКУ и при монтаже проводов. В комплект TAURUS 086A входит люлька, которая за счет выдвижения телескопической стрелы поднимает электромонтажника на необходимое расстояние. Люлька удобная и безопасная, не мешает выполнению электромонтажных работ.
В итоге, благодаря применению бурильно-крановой машины КамАЗ БКМ TAURUS 086A, бурение под опоры, работа крана под ЛЭП и электромонтажные работы в зимнее время были выполнены раньше планируемого срока без нарушений техники безопасности и в полном соответствии с действующими нормами.